Разговор идет именно о торможении двигателем, когда чтобы быстрее затормозить включается пониженная передача. Типа с 5-ой и 4000 оборотов, сразу 4-ая + отпускание педали газа и нажатие тормоза. А не когда ты просто отпускаешь газ и тихо тормозишь.
И масла там никак не меньше, когда ты с 3-ей 2000 включаешь сразу 5-ю и машина дергается.
Прошу прощения за несколько упрощенное изложение, конец рабочего дня и башка че-то вообще не соображает, а искать спец литературу некогда да и лень 
Если включить с 3й на 2000 пятую, то дёргатся будет потому, что обороты будут стремится упасть слишком низко, тяги там нехватает и машина будет стремится заглохнуть. Кстати масла там может и меньше стать - давление может слишком упасть.
По поводу торможения двигателем и движения в натяг - основная нагрузка на поршневую, это давление газов воспламенённой смеси, и при низких оборотах тяга низкая, а нагрузка в виде трансмиссии, колёс и веса машины на двиг высокая, вот и получается что это вредно для двига. А когда ты тормозишь двигателем, то колёса через трансмиссию крутят поршневую, а не наоборот, и соответственно на поршневой никакой нагрузки, с учётом отсутствия расширяющихся газов (в цилиндры не впрыскивается бензин).
Ну как-то так, надеюсь понятно.