BMW E30 Logo
BMW E46 Club
BMW Style Club

Автор Тема: M20 L-jet., Авт.система управления процессами ДВС  (Прочитано 1808 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Новенький
  • Сообщений: 8
  • Репутация +6/-0
  • Пол: Мужской
  • Локация: Лабинск
« : 25 Июня 2019, 12:26:25 »
для заголовка
тема на редактировании по мере выделения свободного времени


1.Поставленные задачи
Скрытое Вложение
Данная работа призвана обеспечить альтернативу узла регулирования «прогревочных» холостых оборотов двигателя внутреннего сгорания – перепускного клапана дросселя (рис.1, эл.7),

 а так-же установку, и управление электро вентилятором обдува основного радиатора. Регулировка производится в заданном температурном диапазоне работы с помощью программируемого микроконтроллера как вычислительного устройства, сервопривода в качестве регулирующего устройства и датчиков температуры как элементов сбора информации о температурном режиме работы двигателя. Предполагается установка двух дополнительных датчиков для измерения температуры охлаждающей жидкости на выходе из радиатора для оценки эффективности работы охлаждения двигателя и в перспективе установки электро-вентилятора обдува основного радиатора системы охлаждения как замена вязко-муфте, и датчика температуры наружного воздуха. Для удобной интерпретации результатов вычислений и работы системы в целом предусмотрен вывод значений на графический LCD-экран.


Предусматриваются два режима работы системы:
1.   Полностью автоматический режим работы и регулирования.
2.   Ручной режим работы системы предусматривающий- управление углом поворота сервопривода и задание значения яркости подсветки экрана
Устройство системы для удобства работы и перспективы модернизации разделено на 2 вычислительных блока в составе которых установлены микроконтроллеры и связаны между собой по протоколу передачи данных. Блок№1 выполняет основные вычисления по сбору информации с датчиков температуры, обработку и выдачу управляющих сигналов для сервопривода регулирования перепускного клапана. Блок№2 выполняет основные функции по отображению результатов работы системы и контролю системы в ручном режиме работы
Во избежание создания помехи водителю при управлении в темное время суток необходимо предусмотреть адаптивную регулировку яркости подсветки экрана с применением датчика освещенности салона автомобиля.
2.Алгоритм работы системы
Скрытое Вложение
При включении зажигания автомобиля замыкаются контакты подачи питания на вычислительный блок№1 и блок№2.
Блок№1 выполняет инициализацию: производит 10 замеров температуры охлаждающей жидкости двигателя и усредняет значения для приведения погрешности результатов аналого-цифрового преобразования, производит замер температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора системы охлаждения и замер напряжения аккумулятора автомобиля. Проводит вычисление и сравнение полученных значений о температурном режиме двигателя в соответствии с которым (при условии автоматического режима работы системы) выдает управляющий сигнал на сервопривод об установлении необходимой пропускной способности перепускного клапана. Результаты вычислений датчиков температуры и замера напряжения АКБ автомобиля, а также данные об установке угла сервопривода записываются в назначенные регистры для передачи данных на блок№2.
Блок№2 инициирует работу графического дисплея и приостанавливает загрузку рабочей программы на 500 миллисекунд для ожидания результатов отработки цикла программы вычислительного блока№1. После задержки загрузки продолжается инициализация: опрос клавишных выключателей об установленном режиме работы (ручной или автоматический) инициирует прием и передачу данных с блоком№1, считывает 20 байт вычисленных им значения (рис.3) и устанавливает бит режима работы системы. Проводит измерение освещенности салона автомобиля и установление яркости подсветки дисплея от 2% до 100%, в зависимости от результата измерения.
3.Блок-схема алгоритма работы системы
Скрытое Вложение

4.Расчет параметров системы и подбор комплектующих
Скрытое Вложение
Расчет пропускной способности перепускного клапана.
Для сохранения работы двигателя в заданных производителем режимах перепускной клапан должен быть выполнен с сохранением параметра пропускной способности рабочей среды (воздуха). Для выполнения этого условия были учтены размеры сечений и условный проход оригинального клапана системы регулирования прогревочных оборотов D1=11мм.
Выбор и расчет Сервопривода
Выбор сервопривода в качестве исполнительного устройства был обусловлен не высокой ценой детали, точностью позиционирования вала привода и простотой управления.
В качестве сервопривода для прототипа системы выбрана модель производителя Futaba S3003 как хорошо зарекомендовавшая себя при работе условиях повышенных нагрузок и широком температурном диапазоне

Характеристики сервопривода:
Система управления: широтно- импульсная модуляция.
Внутренний интерфейс: аналоговый с частотой 50Гц.
Рабочее напряжение: 4,8В-6В.
Диапазон рабочей температуры: от-20*с до+60*с.
Скорость поворота вала при 4.8Вольт питании: 0.23сек/60 град.
Усилие на валу при 4.8Вольт питании: 3.2кг/см
Предельные углы поворота вала: 0-180градусов.
Ток холостого хода при 4.8Вольт питании: 7.2 мА
Выбор и расчет датчиков температуры
В качестве элемента получения информации для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя, температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора и температуры наружного воздуха применены терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом «NTC термисторы серии MF52»с сопротивлением 10кОм при 25 градусах по Цельсию.

Выбор обусловлен высокими характеристиками:
•   Диапазон рабочих температур: от -30 до +125 градусов по Цельсию
•   Высокая точность до ±0.25°C
•   Малые размеры, быстрая реакция
•   Устойчивая работа в течение длительного времени
•   Хорошее качество согласованности и обмена информации
•   Широкий ассортимент, отличное отношение цена/качество
Принцип действия термистора основан на изменении сопротивления элемента при воздействии на него измеряемой среды- при увеличении температуры среды, сопротивление термистора уменьшается.
Для измерения температуры с применением термистора микроконтроллеру необходимо измерить его сопротивление путем подключения термистора в качестве нижнего плеча делителя напряжения.

При использовании микроконтроллера с 10-битным АЦП и опорным напряжением АЦП=5вольт, результат измерения (при 25 градусах по Цельсию) составит:
Vo = R1 / (R1 + NTC 10K) * Vcc
где Vcc - это напряжение источника питания (5В),
R1 –верхнее плечо делителя напряжения,
NTC 10K –Сопротивление терморезистора.
Расчет значения АЦП микроконтроллера:
ADC = R1 / (R1 + 10K) * 1023
R = 10K / (1023/ADC - 1)
ADC = 10000/(10000+10000)*1023 = 0.5*1023=511.5
R=10000/(1023/511.5-1)=10000/1 = 100000 Ом.
Для преобразования сопротивления терморезистора в температуру использовано уравнение Стейнхарта-Харта, которое позволит реализовать достаточно достоверную аппроксимацию конвертированных значений.
Выбор и расчет датчика освещенности
В качестве элемента получения информации для измерения уровня освещенности салона автомобиля и корректировки степени яркости подсветки LCD-экрана предусмотрено применение фоторезистора «VT935G»
Расчет делителя напряжения
Для измерения напряжения бортовой сети автомобиля с помощью АЦП микроконтроллера реализован делитель напряжения

Для вычисления значений резисторов применена формула расчета резистивного делителя напряжения:

Где Uin- входное напряжение делителя в вольтах
R1- сопротивление верхнего плечо делителя в омах
R2- сопротивление нижнего плечо делителя в омах
Расчет делителя предусматривает максимальное напряжение бортовой сети в 20В и опорное напряжение АЦП микроконтроллера 5В.
Из приведенной выше формулы значения резисторов R1=10кОм, R2=3,3кОм
4,962=3300*20/(10000+3300)
Моделирование перепускного клапана
Прототип модели перепускного клапана был смоделирован в программе SolidWorks с учетом условий эксплуатации и предъявленных требований при расчете параметров системы

Исполнительный механизм (вал сервопривода) приводит в движение заслонку клапана в линейной зависимости от измеренной температуры охлаждающей жидкости двигателя. При температуре охлаждающей жидкости двигателя менее 5 градусов Цельсия –клапан полностью открывается, прогревочные обороты максимальны. При температуре охлаждающей жидкости более 5 и менее 85 градусов Цельсия- клапан регулирует степень открытия в зависимости от температуры. При температуре охлаждающей жидкости более 85 градусов Цельсия- клапан полностью закрывается




"система" внедрена и опробована в зимний период и уже летний. В целом поставленные задачи выполняет, прогрев и регулировка холостых ей вполне автоматизированы. По итогу прикрутил к ней  дисплей для отображения значений, электровентилятор основного радиатора  как замена вязкомуфте и добавил датчик температуры за бортом, и вольтметр акб для красоты, пару тумблеров для принудительного включения вентилятора и ручного режима упр. клапаном, также прикрутил датчик освещенности для адаптивной регулировки подсветки в темное время суток и 3х цветный светодиод для индикации какого-либо события
все вместе в итоге состоит из двух плат на atmega328p одна из них смонтирована в отсеке бардачка под мозгами, вторая с дисплеем установлена на замену бесполезной для меня чек панели перед ручкой люка.
« Последнее редактирование: 25 Июня 2019, 13:15:36 от EniSy
»
  • BMW E30, 323, M20B20 L-jet
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину2
  • Пильнуть ведро0

Рекомендуем почитать по теме M20 L-jet., Авт.система управления процессами ДВС

  • Ярый БМВод
  • ***
  • Сообщений: 1658
  • Репутация +48/-2
  • Пол: Мужской
  • Локация: Белгород, Россия.
  • Возраст:44
« Ответ #1 : 25 Июня 2019, 13:57:00 »
Такая плата? А программировать её с помощью переходника ЮСБ? Или сразу с дисплеем брать?
« Последнее редактирование: 25 Июня 2019, 14:06:19 от slawa malyar
»
  • 320Ci 1983г.в. м20б20, 320Ci 1986, м20б2? кучка дров пока.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Новенький
  • Сообщений: 8
  • Репутация +6/-0
  • Пол: Мужской
  • Локация: Лабинск
« Ответ #2 : 25 Июня 2019, 15:48:02 »
Такая плата? А программировать её с помощью переходника ЮСБ? Или сразу с дисплеем брать?
Нужно смотреть в корень. Плата на самом деле не шибко важно какая,-важно что бы это была Atmega 328p, тоесть это может быть и ардуино уно и ардуино нано(что лучше) и что угодно и голый чип тоже(в идеале).
А дисплей такой брать не стоит ,-он цветной и съст всю память МК махом и все.
пока список примерно такой: 2платы arduino nano(или arduino pro mini)важно что бы стоял чип Atmega 328p а то китайцы могут подсунуть левый чип обычно он просто без маркировки. дисплей ищите графический 128*64 серву я указал датчики температуры тоже, еще понадобятся понижающие DC-DC регуляторы типа такого
« Последнее редактирование: 25 Июня 2019, 15:56:52 от EniSy
»
  • BMW E30, 323, M20B20 L-jet
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Ярый БМВод
  • ***
  • Сообщений: 1658
  • Репутация +48/-2
  • Пол: Мужской
  • Локация: Белгород, Россия.
  • Возраст:44
« Ответ #3 : 25 Июня 2019, 16:56:12 »
Зрить в корень? Это я не пойму, если честно. Сам чип важен, это я понимаю. Для меня голубая муть - это прошивка, и программирование. Хотя, жену попрошу, настроит ;D
А вообще, просто хочу сказать спасибо, от души, за работу и бескорыстность.
« Последнее редактирование: 25 Июня 2019, 17:02:43 от slawa malyar
»
  • 320Ci 1983г.в. м20б20, 320Ci 1986, м20б2? кучка дров пока.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 611
  • Репутация +24/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Новосибирск
  • Возраст:1020
« Ответ #4 : 04 Июля 2019, 19:10:18 »
Всем привет!
Тоже интересует данная тема.
Возникают некоторые вопросы:
1. что за клапан применен для регулировки?
2. Почему нет контроля оборотов?
3. Как "ардуина" переносит минусовую температуру (есть данные по допустимым температурным режимам работы применяемых компонентов)?

ну и вполне логичным выглядела бы регулировка холостых оборотов.
  • BMW E30, 1985, купе, М20В20 L-Джетрон
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Ярый БМВод
  • ***
  • Сообщений: 1658
  • Репутация +48/-2
  • Пол: Мужской
  • Локация: Белгород, Россия.
  • Возраст:44
« Ответ #5 : 11 Октября 2019, 23:24:55 »
Тема заглохла насовсем или что-то делается? Пришли холода, а системы хорошей нет на прогрев.
  • 320Ci 1983г.в. м20б20, 320Ci 1986, м20б2? кучка дров пока.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0