наконецто нашёл время..
залил в систему 100г ортофосфорной кислоты (что оказалось под рукой), погонял полчаса. потом ещё почти час шлангом промывал, подавая воду с разных мест (в радиатор или с обеих трубок к печке). двигатель при этом работал. когда сливал антифриз с кислотой, особой грязи не заметил - только лёгкое помутнение.
поставил новую помпу и радиатор (Nissens). пробку радиатора пока оставил старую (забыл заказать). заполнил систему, хорошо прогнал до прогрева, выгнал воздух..
10км дороги домой в прохладной ночи показали, что машинка даже сильнее греется, чем до ремонта. если раньше стрелка уползала за "12 час" в пробках или активной езде, то вчера даже при спокойной езде пыталась уползти вправо :(
термостат до этого менял дважды, да и проверял все 3 шт в кипятке - работают.
буду искать дальше.. собсно, остаётся только искать забитые каналы в блоке или голове :(