1. Роль редуктора в авто.
Задний редуктор (а в заднеприводном е30 он только
задний, в отличие от полноприводных ix и
переднеприводных неBMW) - это то устройство,
расположенное между задних колес на балке, которое
передает вращение с кардана на колеса, изменяя при этом
ось вращения на 90 градусов.
Передаточное число редуктора (оно же - число главной
пары, оно же - передаточное число дифференциала) - по
сути является соотношением самой последней пары
шестерен. После этой пары скорость вращения уже не
меняется и через полуоси в полной мере передается на
колеса (в нашем случае - задние).
Если число главной пары равно 1 (или как еще пишут
"1:1"), то один оборот кардана равняется одному обороту
заднего колеса. Если же передаточное число 4 (4:1), то
для одного оборота колеса понадобится 4 оборота
кардана.
На что же влияет передаточное число редуктора?
Чем выше передаточное число, тем легче мотору
раскручивать колеса автомобиля (такой редуктор
называют "коротким"), но и тем ниже будет
максимальная скорость.
К примеру, при оборотах двигателя 3000 на 4й передаче
(при условии что она прямая, т.е. ее передаточное число
равно 1) и на колесах в размере 195/55/R15 мы получим
скорость:
75,7 км/ч на редукторе 4,45
или
114,9 км/ч на редукторе 2,93.
Казалось бы, разница в полтора раза... Но поверьте, и
разгон до 100 км/ч у редуктора 4,45 будет значительно
быстрее, чем у редуктора 2,93. Разница в ускорении будет
не так заметно на первой и второй передачах, но вот на
третьей, четвертой, пятой - вас ожидает разочарование.
Кроме того, на слабом моторе вполне возможна
ситуация, когда поставив чересчур длинный редуктор, вы
столкнетесь с тем, что выкрутив до упора вторую
передачу и переключившись на третью, вам все равно не
хватает тяги, чтобы нормально крутить третью
передачу
В целом передаточное число редуктора - это баланс
между разгоном и максимальной скоростью
(экономичностью).
2. Какие передаточные числа ставились на какие е30?
На е30 по заводу ставились следующие передаточные числа
главной пары (заднего редуктора):
4.45 4.27 4.10 3.91 3.73 3.64 3.46 3.25 3.23 3.15 2.93 2.79
Как видим, самый резвый редуктор (но при этом с самой
низкой максимальной скоростью) - 4,45. Самый
нерасторопный редуктор (но с самой высокой
максимальной скоростью) - 2,79 (к слову сказать -
довольно редкий).
Ответ на вопрос "какие числа в какой е30?" давным-давно
опубликован зарубежными друзьями на множестве
сайтов:
316 (до 9/84) M10карб 3-64 узкий без блокировки
316 (с 9/84) M10карб 3-91 узкий без блокировки
316i M10 4-10 или 3-91 узкий без блокировки
316i M40 4-45 или 4-27 узкий без блокировки
318i M10 4-10 или 3-91 или 3-64 узкий без блокировки
318i M40 4-45 или 4-27 узкий без блокировки
318iS M42 4-10 узкий без блокировки
320i (до 9/85) M20 3-46 узкий без блокировки
320i (с 9/85 до 9/87) M20 3-91 или 3-64 узкий без блокировки
320i (с 9/87) M20 4-10 узкий без блокировки
320i (кабриолет и туринг вне зависимости от года
выпуска) M20 4-45 или 4-27 узкий без блокировки
323i (до 9/84) M20 3-23 широкий без блокировки
323i (с 9/84) M20 3-46 широкий без блокировки
324d 3-46 узкий без блокировки
324td 3-25 широкий без блокировки
325i (до 9/86) M20 4-10 или 3-91 или 3-73 или 3-46 широкий
с блокировкой в комплектации Sport
325i (после 9/86) M20 4-10 или 3-91 или 3-73 или 3-64
широкий с блокировкой в комплектации Sport
325i (кабриолет до 9/86) M20 3-91 или 3-46 широкий с
блокировкой в комплектации Sport
325i (кабриолет с 9/86) M20 3-91 или 3-64 широкий с
блокировкой в комплектации Sport
325i туринг M20 3-91 широкий без блокировки
325iX M20 3-91 или 3-73 или 3-64 широкий с блокировкой с
вязкостной муфтой
325iX туринг M20 4-10 или 3-91 широкий с блокировкой с
вязкостной муфтой
325, 325e американки M20 3-23 или 2-93 широкий с
блокировкой в комплектации Sport
325e (до 9/85) M20 2-79 широкий с блокировкой в
комплектации Sport
325e (с 9/85 до 12/86) M20 2-93 широкий с блокировкой в
комплектации Sport
325e (с 12/86) M20 3-46 или 3-25 широкий с блокировкой в
комплектации Sport
M3 американка S14 4-10 широкий с блокировкой
M3 S14 3-25 или 3-15 широкий с блокировкой
M3 кабриолет 3-25 широкий с блокировкой
M3 Evolution I, II and III S14 4-10 широкий с блокировкой
3. Что такое узкий и что такое широкий редуктор. Как их
отличить?
В е30 ставились 2 типа корпусов редукторов. Т.н. "узкий"
корпус, и т.н. "широкий". Широкий корпус также
применялся на иных кузовах bmw (в частности - на
некоторых е34), однако отличался задней крышкой. Узкий
применялся на кузове е28, отличался задней крышкой и
фланцами полуосей.
Бытует не подтвержденное наукой мнение, что широкий
редуктор крепче, в связи с чем на форсированные
двигатели рекомендуют ставить именно широкий
редуктор.
Главное, что вы должны помнить: некоторые
передаточные числа главной пары редуктора доступны
только в широком корпусе, некоторые - только в узком
корпусе, а некоторые - и в том, и в другом. Отличить
редуктор можно по ширине корпуса, по отливу возле
фланцев полуосей, по количеству болтов в задней крышке
(самый надежный способ - в широком задняя крышка
крепится 8ю болтами, а в узком - 6ю).
4. При замене узкого редуктора на широкий нужно менять
полуоси/кардан?
Нет, при замене узкого редуктора на широкий (и
наоборот) ничего менять не надо! Кардан и полуоси
подойдут как в узкий, так и в широкий редуктор.
Единственная проблема, с которой мы можете
столкнуться - разные разъемы на датчике скорости.
Проблема решается заменой датчика скорости (или
заменой фишки на проводке - для особо одаренных).
5. Как проверить, с блокировкой ли редуктор?
В теории, у редуктора на задней крышке будет табличка с
числами редуктора. Если на табличке присутствует буква
S - это первый признак того, что внутри может быть
блокировка. Вместе с тем, сама по себе табличка
присутствует далеко не всегда (за 30 лет на многих
редукторах она утрачена в ходе сервисных работ), а даже
если она и есть, то это еще не означает, что начинка
редуктора совпадает с надписями на табличке.
Самый простой и надежный способ проверить, есть ли
там блокировка - проверните фланцы редуктора (ну или
колеса вывешенной на подъемнике\домкрате машины).
Если редуктор без блокировки - колеса на задней оси будут
вращаться в разных направлениях - одно вперед, другое
назад. Если колеса вращаются в одну сторону - есть 2
варианта: (а) в редукторе блокировка, (б) редуктор
заварен.
6. Как определить передаточное число главной пары?
Вариант №1 (не самый надежный): вернемся к табличке
на задней крышке редуктора (если она присутствует).
Надпись на табличке может быть такая: 4,10 он и в Африке 4,10...
А может быть в формате "ххуу", где первые 4 цифры означают число зубьев ведущей шестерни (хх) и число зубьев ведомой шестерни (уу). Делим 39 на 12, получаем 3,25.
Вариант №2: Если нет таблички, а также если табличка
есть, но есть желание узнать точно.
Необходимо провернуть на 10 оборотов карданный фланец
редуктора, посчитав при этом количество оборотов,
которые сделают боковые фланцы. Провернулись на 2,93
оборота - редуктор 2,93. Провернулись на 4,45 оборота -
редуктор 4,45. Тут есть одна тонкость: крайне тяжело
отличить 3,23 от 3,25 )) Но прокрутив карданный фланец
100 раз, отличить 32,3 оборота от 32,5 оборотов уже
легче ))
Единственное - одному тяжело считать обороты и
карданного и бокового фланца одновременно. Возьмите
помощника, владеющего математикой хотя бы на
троечку ))
Если таких помощников нет, то вот простой пример из поста ниже:
Соотношение 4.10 к 1му означает что если ты крутишь 4.1 раза хвостовик то у тебя фланцы должны повернутся 1 раз оба или 2 раза один. То есть крутишь хвостовик 41 раз и должен получить 10 оборотов. Понятное дело что при 10 оборотов получаем 2.43 оборота фланцев.
Вариант №3: Снять заднюю крышку и считать
количество зубьев на шестернях, поделив потом большее
число на меньшее. Вариант конечно самый надежный, но
требует разбора редуктора.
7. В чем преимущество редуктора с блокировкой?
В качестве ответа приводим выдержку из книжки по
ремонту:
Самоблокирующийся дифференциал имеет следующие
преимущества:
а) При движении по неровной дороге снижается
проскальзывание колеса, не имеющего сцепления с дорогой.
б) При различном коэффициенте сцепления колес с дорогой
он препятствует проскальзыванию одного из колес при
трогании с места.
в) При быстрой езде на повороте внутреннее колесо не
проскальзывает.
г) Колеса не проскальзывают на влажной дороге и высокой
скорости.
д) Снижается опасность возникновения заноса при
быстрой езде и разном коэффициенте сцепления колес с
дорогой.
8. Какое масло лить в редуктор и сколько?
При замене масла в редукторе с узким корпусом
потребуется ориентировочно :
0,9 литра масла при замене если масло сливалось через
пробку (в редукторе присутствуют остатки масла) или
1,3 литра масла если редуктор полностью сухой (к
примеру - снималась задняя крышка)
При замене масла в редукторе с широким корпусом
потребуется ориентировочно :
1,4 литра масла при замене если масло сливалось через
пробку (в редукторе присутствуют остатки масла) или
1,7 литра масла если редуктор полностью сухой (к
примеру - снималась задняя крышка).
Масло заливать нужно до нижнего края заливного
отверстия (до верхней пробки).
В редуктора без блокировки идет масло 75w90 для
гипоидных передач.
Одобренные компанией BMW масла:
для редукторов без блокировки -
BMW Achsgetriebel Synthetik OSP 83 22 9 407 768
AGIP HLX
Aral Getriebel BS
Castrol SAF-X0
Dearon BHS
FINA PONTONIC MS
FINA PONTONIC MX
Veedol SAF 66
Mobil Gearlube VS 600
BP Energear SHX
VALVOLINE HL Plus
TRANSELF BM 75W-90
Shell Getriebel OLS-BMW
Westfalen Fugo BMO
MOTUL HYPO SYNT
Avia Hypoid 75W-90 EP
Esso Getriebel NLS 75W-90
Fuchs TITAN Gear H 75W-90
Wintershall Getriebefluid BOS Schmierstoffraffinerie Salzbergen
GmbH
для редукторов с дисковой блокировкой:
Castrol SAF-XJ
Veedol SAF 44
Mobil Getriebeoel VS 500
Aral Getriebeoel BS-LSX
BP Energear SHX-ZR
Avia Hypoid 75W-140 LSX
Agip HLZ
FINA PONTONIC MLX
Shell Getriebeoel ZLS BMW
Wintershall Getriebefluid BMS Plus
Westfalen Fugo BMS
Примечание:
Указанные выше масла удовлетворяют требованиям к
маслам на весь срок службы (масла Lifetime).
Интервалы замены масла приведены в бланках
регламентных работ для соответствующих автомобилей.
Перед открыванием упаковки "размешать"
трансмиссионное масло, чтобы присадки равномерно
распределились в масле.
------------------
Данная статья взята с сайта e30.com.ua, (e30.com.ua/threads/Вопросы-Ответы-по-редукторам.30/), где некоторые моменты дополнены картинками. Лично мне она очень помогла подобрать редуктор и установить его, надеюсь и вам будет полезна.