Сама статья:
Тонировка на автомобиле.
Нередки случаи, когда инспектора ДПС, оценив «на глазок» степень затонированности стекол на автомобиле, останавливают машину, выдвигают претензии о том, что тонировка – «слишком темная» и угрожают уплатой штрафа.
Как грамотно повести себя водителю в этой ситуации?
В первую очередь, если у Вас на мобильном телефоне есть диктофон – попросите инспектора повторить его требования под запись. В большинстве случаев это осаждает пыл ревнителей дорожного правопорядка. Если же инспектор с готовностью проделает выступление «на бис», в дальнейшем Вы сможете использовать эту запись перед вышестоящими органами ГАИ и в суде для доказательства неправомерности действий инспектора.
Теперь подробнее рассмотрим нормативную сторону процесса определения степени затонированности стекол на автомобиле.
В п. 31.4.7 Правил дорожного движения (утв. постановлением КМУ 10.10.2001 г. №1306) отмечено: разрешается использовать тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88.
Обратимся к этому документу. Данный ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» (вступил в силу 01.01.1990 г.) содержит базовую норму относительно светопропускания – так, согласно п. 2.2.4 ГОСТа, светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол - не менее 70%.
Пункт 4.7 ГОСТа содержит информацию о порядке определения светопропускания стекла:
«Светопропускание определяют по ГОСТ 27902.
Испытания проводят на трех образцах.
Светопропускание плоских многослойных стекол проверяют на изделиях или образцах, гнутых многослойных стекол - на образцах, вырезанных из плоской части изделий.
Светопропускание гнутых закаленных стекол проверяют на образцах из исходного стекла, плоских - на образцах исходного стекла, имеющих ту же толщину, что и закаленные стекла, или изделиях. Размеры испытуемых образцов могут быть любыми.
Светопропускание ветровых стекол автотранспорта с полосой затемнения проверяют на образцах, вырезанных из зоны В для легковых машин и зоны 1 для прочих видов автотранспорта.
Измерение проводят в трех точках каждого образца.
За величину светопропускания принимают среднее арифметическое результатов измерений трех образцов.»
Теперь изучим положения ГОСТ 27902 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин» от 01.01.1990 г.
Согласно п. 1 этого ГОСТа, при отсутствии специальных указаний испытаний должны проводиться при следующих условиях:
температура - (20±5) С;
давление - от 86 до 106 кПа;
относительная влажность воздуха- (60±:20)%.
Таким образом, при осуществлении проверки степени затонированности стекол на вашем автомобиле, инспектор ДПС обязан:
измерить три образца стекла;
каждый из образцов – в трех точках;
с соблюдением температуры согласно ГОСТ 27902;
с соблюдением давления согласно ГОСТ 27902;
с соблюдением относительной влажности воздуха согласно ГОСТ 27902.
Кроме того, согласно п. 20.2 Инструкции по вопросам деятельности подразделений Дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД (утв. приказом МВД 27.03.2009 г. № 111), запрещается применение технических средств и приборов, которые не сертифицированы, не сертифицированы в Украине, которые не прошли метрологическую поверку или срок такой поверки истек.
То есть, для осуществления проверки соответствия условий испытаний ГОСТУ, инспектор обязан иметь при себе сертифицированные и поверенные (причем срок поверки приборов не должен истечь) приборы для измерения вышеуказанных условий – термометр, барометр и прибор для измерения влажности воздуха. Кроме того, у инспектора должен быть при себе сертификат, подтверждающий тот факт, что инспектор обучен использованию вышеуказанных приборов.
Также, в зависимости от типа прибора, которым инспектор планирует проводить проверку степени затонированности, следует обратить внинамание на то, соблюдено ли инспектором рекомендованное для такого прибора напряжение питания – для чего потребовать у инспектора сертификат и документ о прохождении поверки на данный прибор, а также – сертификат и документ о поверке на источник питания либо на вольтметр – для проверки соблюдения рекомендованных параметров питания.