Есть конструктивная причина следствием которой является кипение и потом трещины в колодцах болтов ГБЦ и вынос двига на помойку.
Стоит подустать прокладке ГБЦ и пойти завоздушиваться системе охлаждения, все это дело начинает прогрессировать.
Прокладка ГБЦ со временем устает и начинает на холодную подтравливать.
Большой контур охлаждения герметично закрыт снизу термостатом, именно герметично.
Малый контур завоздушивается при пуске, и термостату не хватает нагрева чтобы начать открываться.
А помпе не хватает воды чтобы прокачивать через термостат кстати. Взяться воде неоткуда, снизу герметично закрыто термостатом. Закон несообщающихся сосудов, они очень хотят сообщаться но не могут из-за термостата.
Потом температура растет и термос все-таки вспоминает зачем он тут.
Хрясь и вода пошла, тепловой удар. Не такой как если бы на раскаленную сковородку вылить ведро воды, но все-таки.
В системах с верхним термостатом такого не может быть в принципе.
В нашей системе нужно перепускное отверстие в тарелке термостата, чтобы исключить возможность завоздушивания.
Я сверлю полтора миллиметра, на время прогрева не влияет.
Лично угробил мотор так как описал. Блок на выброс. Езжу с другим, Прокладка Гетце и плоскость ГБЦ шлифована, но при том что термостата хватает на год-полтора, отверстие там точно не помешает.
Скачков температуры на приборке больше ни разу не наблюдал.
А вот термостаты клинили, бывало.